Top.Mail.Ru

Как вакуумировать сплит-систему: правила, особенности и рекомендации

01/23/2023
Вакуумирование кондиционера

Как вакуумировать сплит-систему: правила, особенности и рекомендации


Содержание

Что такое вакуумирование сплит-системы и когда оно производится?

Как вакуумировать сплит-систему без насоса

Вакуумирование кондиционера пошагово

Возможные ошибки при вакуумизации

Проверка сплит-системы после вакуумирования


Вакуумирование сплит-системы — обязательный этап монтажа кондиционера, во время которого происходит удаление остатков воздуха, влаги, пыли, кислотности из фреоновой магистрали. Данный процесс необходим для эффективной и стабильной работы прибора, а также повышения его срока службы.


Что такое вакуумирование сплит-системы и когда оно производится?

Бытовой кондиционер, вне зависимости от конструкции, оснащен охлаждающей фреоновой трассой, деятельность которой обеспечивает снижение температуры воздуха в пределах помещения. В состав трассы входят 2 теплообменных элемента (непосредственно конденсатор и испаритель), компрессор и масло для него, система медных труб разной длины, терморегулирующий вентиль, фреон.

Фреоновый контур сплит-системы должны быть обязательно герметичен, чтобы внутрь комплекса не попала влага, воздух и различные мелкодисперсные инородные частицы. Их проникновение в состав хладагента со временем приведет к некорректной работе оборудования и его поломке:

  • Включение воздуха в охлаждающее вещество — воздушные массы вызывают значительное повышение давления непосредственно внутри контура, в результате чего компрессор станет работать всегда под повышенной нагрузкой, что вызовет быстрый износ механизмов;
  • Попадание влаги в кондиционер внутрь корпуса — под действием влаги начинается коррозийный процесс на внутренней поверхности контура, образованные частицы ржавчины будут циркулировать по системе вместе с фреоном, затем неизбежно попадут в компрессор, что станет причиной его поломки;
  • Попадание влаги в компрессорное масло — вода вступает в агрессивную химическую реакцию с маслом компрессора, в результате чего образуются различные органические и неорганические кислотсодержащие вещества, которые оказывают разрушающее действие на элементы контура. 

Чтобы предотвратить эти и другие негативные последствия, фреоновый контур должен быть герметичен. Данное условие достигается за счет максимально плотного соединения всех составляющих элементов, правильной вальцовкой труб, а также удалением влаги и воздуха при помощи насоса. 

Как вакуумировать сплит-систему без насоса

Первый запуска кондиционера предусматривается производителями без использования вакуумного насоса. Для удаления воздуха из системы необходимо:

  • открыть клапан магистрали на 10-15 секунд;
  • проверить степень затяжки гаек на всех зонах;
  • открыть сервисный порт (для этого необходимо открутить клапан ключом);
  • в сервисном порту надавить до упора на шток в течение 3 секунд;
  • выждать одну минуту и повторить процедуру еще два раза;
  • закрыть сервисный порт;
  • выпустить остатки воздуха через газовую трубку.

Таким способом можно вытеснить остатки воздуха из магистрали, если ее длина не превышает 5 метров, после работ на клапаны следует установить резьбовые заглушки.


Вакуумирование кондиционера пошагово

Вакуумация сплит-системы и дальнейшая заправка кондиционера фреоном подразумевает наличие профессиональных инструментов и аппаратов. Для качественного проведения работ понадобится вакуумный насос, манометр для кондиционера, набор отверток и ключей. Для того, чтобы хладагент заполнил контур после процедуры, потребуются 2 шестигранных ключа (обычно на 4-6 мм).

Набор для вакуумирования кондиционера

Вакуумирование кондиционера выполняется в несколько последовательных этапов:

  1. На манометрической станции смонтирован манометр низкого давления, сразу под ним выведен шланг, который следует подсоединить к вентилю сервисного порта, расположенному на наружном блоке кондиционера. Закрытые краны на вентилях необходимо открыть шестигранным ключом.
  2. Подключение вакуумного насоса к заправочному шлангу, который находится под средним штуцером и имеет желтый окрас.
  3. Включение насоса.
  4. Открытие вентиля низкого давления. Он локализован под синим манометром и имеет аналогичный окрас. После того, как вентиль открыт, начинается вакуумация кондиционера. 
  5. Контроль процесса по показаниям манометра. Стрелка аппарата должна достичь нулевой отметки, процесс, в зависимости от длины трассы, может занять от 15 минут до 1 часа.
  6. Закрывание синего вентиля, отключение насоса. Действие обязательно необходимо выполнять именно в такой последовательности.
  7. Очистка магистрали от влаги и воздушных масс. 
  8. Заправка фреоном. Синий вентиль должен оставаться в закрытой позиции, при этом синий шланг находится на вентиле внешнего модуля кондиционера. Шестигранными ключами необходимо открыть 2 крана на наружном блоке, после чего запустить хладагент в контур, затем отсоединить синий шланг.

Важно! После отключения насоса его нельзя отсоединять от системы минимум 30 минут. Необходимо все время контролировать показания манометрической станции. 

Возможные ошибки при вакуумизации

Одной из самых грубых ошибок является мониторинг давления по манометру в условиях отсутствия измерителя вакуума. Работники получают давление ниже нулевой отметки, после чего прекращают вакуумирование сплит-системы. Атмосферная разреженность в контуре при выключенном насосе должна поддерживаться еще в течение получаса, такая процедура называется прессовкой, цель ее проведения — тотальное удаление влаги из прибора. Если давление фреона в кондиционере поднимется на 1-2 единицы, то это свидетельствует о разгерметизации контура. В таком случае проводится осмотр магистрали и креплений патрубков к станции и кранам на внешнем блоке. Если целостность элементов не нарушена и явные признаки разгерметизации отсутствуют, то выполняется осмотр устройства на предмет дефектов монтажа — чрезмерно перетянутых или ослабленных гаек на трубопроводах магистрали, некачественно выполненную вальцовку.

Также вакуумирование следует проводить, если температура внешней среды у внешнего блока кондиционера составляет в пределах 15 градусов. Работа при таких параметрах исключит испарение или замерзание влаги в трассе.

Еще одна ошибка — это попытка удалить влагу и воздух путем продувки контура фреоном. Данный способ неэффективен, все примеси останутся в системе, а хладагент будет потрачен впустую.


Проверка сплит-системы после вакуумирования

Некоторые непрофессиональные рабочие считают, что использование вакуумного насоса вполне подходит для проведения диагностических процедур: если при откачке воздуха давление снизилось до нулевого значения и не поднялась в течение 15 минут, значит трасса герметична и ее можно заправлять фреоном. Однако после нескольких месяцев работы прибора количество хладагента начинает стремительно снижаться. Это связано со следующим факторами:

  • процесс вытекания фреона замедленный и отклонение стрелки манометра при недостаточной герметичности системы происходит через 30-50 минут;
  • хладагент гораздо текучее воздуха;
  • фреон оказывает давление изнутри, а атмосфера — снаружи;
  • давление хладагента в период активности может достигать до 25 Бар, а манометр при этом демонстрирует изменения в пределах 1-5 Бар, искать утечки в таком узком диапазоне изменений бесполезно.

Диагностика на утечки выполняется при помощи УФ-красителя, либо течеискателя. Запорные вентили закрываются, выполняется удаление воздуха и влаги, измеряется давление, оно не должно возрастать в точнее 1 минуты. Далее для тестирования в систему вводят азот до давления, не превышающего значение 4 МПа, на места соединения труб носят краситель, затем удаляют газ. После этого проводится повторное вакуумирование и вновь измеряется давление. Когда параметры стабилизируются, можно открыть вентили. 

После завершения процесса вакуумации сплит-систему тестируют при работе в различных режимах, полученные параметры функционирования сопоставляют с нормативными значениями. При нахождении показателей в пределах нормы процесс по установке техники и герметизации выполнен правильно, кондиционер можно передавать в эксплуатацию — он будет корректно охлаждать воздух в соответствии с заявленными характеристиками.