Обмерзание трубок на внешнем блоке кондиционера — распространённая проблема, с которой сталкивается каждый монтажник и сервисный инженер. Это не только мешает нормальной работе оборудования, но и может привести к серьёзным повреждениям системы. В этой статье разберём основные причины обмерзания, как их диагностировать и устранять.
На жидкостной или газовой трубке наружного блока появляется иней или ледяная корка. Иногда обмерзает сразу вся линия, включая теплообменник. Проблема может проявляться как при охлаждении, так и при обогреве.
Почему происходит:
При утечке давление в системе падает, температура кипения хладагента снижается. В результате, на участках с пониженной температурой начинает образовываться иней.
Как проверить:
— Измерить давление фреона при помощи манометра.
— Проверить соединения на наличие масла или использовать электронный течеискатель.
Решение:
Устранить утечку, провести вакуумирование и заправить систему до нормы.
Почему происходит:
Пыль, пух и грязь мешают нормальному теплообмену. Наружный блок хуже отводит тепло, температура кипения хладагента нарушается, и происходит обмерзание.
Как проверить:
— Визуально осмотреть теплообменник.
— Замерить температуру нагнетания и конденсации.
Решение:
Очистить теплообменник водой или специализированными средствами.
Почему происходит:
Если при монтаже медную трубку пережали, в этом месте ухудшается проход хладагента. На участке с пониженным давлением фреон кипит раньше, образуя лед.
Как проверить:
— Осмотреть трассу по всей длине.
— Замерить температуры до и после подозрительного участка.
Решение:
Выпрямить трубку или заменить участок.
Почему происходит:
Если изоляция повреждена или отсутствует на газовой трубке, особенно в зоне соединений или выходе из здания, трубка охлаждается ниже точки росы, и на ней образуется конденсат, который замерзает.
Как проверить:
— Осмотреть изоляцию трассы.
— Замерить температуру поверхности трубки.
Решение:
Заменить или восстановить теплоизоляцию.
Почему происходит:
Если вентилятор не работает или снижена его производительность, наружный блок не охлаждается. Фреон не может отдать тепло, давление падает, температура кипения уменьшается — трубка обмерзает.
Как проверить:
— Осмотреть вентилятор.
— Замерить давление и температуру на выходе из конденсатора.
Решение:
Проверить питание, конденсатор вентилятора, при необходимости заменить мотор или конденсатор.
Почему происходит:
Если фильтр засорён или частично закупорен, создаётся локальное понижение давления перед участком фильтра. Здесь фреон переходит в газообразное состояние раньше, вызывая обмерзание.
Как проверить:
— Замерить перепад температуры до и после фильтра.
— Проверить наличие наледи на фильтре.
Решение:
Заменить фильтр-осушитель.
Почему происходит:
Если ТРВ неправильно отрегулирован или капиллярная трубка частично забита, нарушается подача хладагента на испаритель. Фреон неравномерно распределяется по системе, вызывая переохлаждение отдельных участков.
Как проверить:
— Замерить давление на жидкостной и газовой линиях.
— Проверить работу ТРВ или капиллярной трубки.
Решение:
Прочистить или заменить капилляр, отрегулировать или заменить ТРВ.
При обмерзании трубок всегда выполняйте последовательную проверку:
Давление фреона.
Температура трубок.
Состояние теплообменников.
Целостность изоляции.
Работу вентилятора.
Перепад температур на фильтре-осушителе.
Состояние и регулировку ТРВ или капиллярной трубки.
Это позволяет быстро локализовать проблему и принять решение по ремонту.
Обмерзание трубок внешнего блока — сигнал о нарушении нормальной работы системы. Причины могут быть как простыми (грязный теплообменник, порванная изоляция), так и серьёзными (утечка фреона, неисправный вентилятор, засор капиллярной трубки).
Монтажнику и сервисному инженеру важно уметь быстро определить источник проблемы и устранить её. А регулярное техническое обслуживание — лучший способ избежать этих ситуаций.