Количество фреона в домашнем кондиционере
Почему количество хладагента в системе уменьшается
Как понять, что бытовому кондиционеру нужна заправка
Фреон (хладон) - неотъемлемый элемент климатической техники, который циркулируя по системе становится поочередно жидким и газообразным, перенося тепло и холод. Иногда случаются утечки, поэтому сплит-система начинает работать некорректно, приводя к износу системы и сбоям в ее работе. Необходима дозаправка фреона до нормативного количества.
Внутренний и внешний блок кондиционера соединяют медные трубки - своеобразная трасса для передвижения фреона. От ее длины и мощности аппаратуры зависит количество хладона, необходимое для нормальной работы системы.
Стандартная трасса имеет длину 3-5 м., поэтому на производстве заправляют устройство основываясь на этом показателе. Но бывают случаи, когда этой длины трассы недостаточно для соединения внешнего и внутреннего блока в процессе монтажа, поэтому ее увеличивают, а в кондиционер добавляют фреон, плюс 15-30 гр. на 1 м.
Таблица норм хладона в зависимости от мощности сплит-системы:
Мощность, кВт | Мощность, BTU | Объем фреона в гр. |
2-2,2 | 7000 | 500-750 |
2,5-2,8 | 9000 | 600-750 |
3,3-3,6 | 12000 | 800-900 |
5-5,4 | 18000 | 1100-1200 |
6-6,4 | 24000 | 1400-1700 |
Узнать о том, сколько граммов хладагента в вашем кондиционере, можно заглянув в заводскую табличку, на которой указаны все важные данные об устройстве. Найти ее можно на внутреннем блоке.
Количество фреона в сплит-системе непостоянное, и с течением времени оно уменьшается. Такой процесс считается нормой. В среднем, в год количество хладагента может уменьшаться на 5-7%.
Утеря хладона связана с принципом работы оборудования. Фреон из радиатора передается в компрессор под низким давлением, где нагревается до 90°, сжимается и направляется в конденсатор. Здесь газ охлаждается и переходит в жидкое состояние под высоким давлением. Далее жидкий фреон поступает в терморегулирующий вентиль, где с понижением давления охлаждается, а часть его испаряется. Охлажденный хладон снова попадает в радиатор, переходя в газообразное состояние, параллельно забирая из воздуха тепло, тем самым охлаждая помещение до заданной температуры. Этот цикл повторяется раз за разом, и если сплит-система установлена с нарушениями, фреон в процессе понемногу уходит в щели стыков трубок.
Причинами уменьшения хладона в системе могут стать:
Не существует четких правил относительно частоты дозаправки кондиционера хладагентом. При правильной установке системы утечек быть не должно, поэтому она сможет функционировать без дозаправки до 10 лет. Если кондиционер начал давать сбои, стоит вызвать мастера для диагностики, который правильно определит причину, потому что проблема может быть не в недостатке фреона, а, например, в засоренном фильтре.
Мобильные типы кондиционеров для окон вообще не нуждаются в дозаправке, поскольку после заполнения хладоном на заводе их герметично запаивают. Заправлять их приходится лишь после ремонта компрессора или замены каких-либо деталей.
Догадаться о недостатке в сплит-системе фреона несложно - она начинает некорректно работать:
При появлении хотя бы одного из этих признаков нужно вызывать мастера для диагностики. Только он сможет правильно определить причину сбоя, поскольку в его распоряжении есть необходимое профессиональное оборудование: шланги, манометрическая станция, термометр.
От самостоятельной заправки сплит-системы фреоном лучше отказаться, если вы не специалист. Во-первых, проблема может быть не в утечке фреона, во-вторых, можно допустить ошибки, в-третьих, поддаться соблазну залить больше хладагента, чем положено по норме, что негативно отразится на работе системы.
Для кондиционера гораздо безопаснее небольшой дефицит хладона, чем переизбыток, так как при избытке устройство не сможет работать на полную мощность из-за повышенного давления в испарителе и конденсаторе. Излишек хладагента может привести к его попаданию в компрессор, спровоцировать гидроудар. Иногда из-за недостаточного охлаждения газа в конденсаторе помимо давления растет ток, и электромотор компрессора отказывает.
По весу
Из системы выкачивают фреон в баллон, после чего его взвешивают, смотрят, сколько хладагента вмещает сплит-система, опираясь на информацию производителя. Вычислив, какого объема недостает, добавляют в баллон необходимую разницу и возвращают хладон в систему.
Для заправки сплит-системы с нуля весь фреон сливают. Процесс растягивают на несколько часов, чтобы масло не вытекало из контура. После слива в устройство помещают норму хладагента по техническими характеристиками.
По температуре и давлению
В кондиционер по 30 гр подают хладон, а его количество постоянно отслеживают путем взвешивания баллона на весах. После каждой закачки простым термометром у вентилятора делаются замеры температуры. Эталонный показатель 5°-8°. В этом диапазоне дозаправка кондиционера больше не нужна, и это ориентир для всех моделей сплит-систем. Выход за пределы диапазона в сторону повышения говорит о недостатке фреона в системе и ухудшении ее способности охлаждать, выход в сторону уменьшения грозит серьезными поломками, так как часть хладона в форме жидкости не может превратиться в пар в теплообменнике, капли конденсата оседают в компрессоре. Этот способ дозаправки не применяется к инверторным кондиционерам.
После заправки фреона важно понять, произведены ли расчеты правильно и не оказалось ли в системе его переизбытка. На переизбыток могут указывать наличие конденсата, обмерзание испарителя, плохая производительность и автоматическое выключение кондиционера после краткосрочной работы.
Игнорирование проблемы недостатка фреона в кондиционере может привести к большим финансовым тратам, поскольку только ремонт компрессора обойдется в 50% стоимости сплит-системы. В идеале проверку количества хладона в системе нужно проводить хотя бы раз в 2 года.